Хакасия 2009 или как мы проехали, прошли и проплыли 4100 км

Проехать по Саянскому кольцу хотелось очень, а когда хочется и есть возможность, то нельзя откладывать на потом то, что можно сделать сейчас… ЗАКРУТИЛОСЬ.

В процессе подготовки маршрут иногда менялся, дополнялся и окончательно сформировался в следующую цепочку: Новосибирск — Шира — Снежный Барс (2 дня) — Горная Оя (2 дня) — Красноярск — Рыбная Заимка (1 день) — Новосибирск, итого 11 дней дороги.

Маршрут разработан беспалаточным, проблем с дорогой не предвиделось… был выбран Getz. УАЗ обиделся :-) и помог спалить навигатор :-((( … осталось только надеяться, что это была первая и последняя его коза. СБОРЫ. Вроде машина готова, маршрут прописан, все ночёвки в пути оплачены, из туристического снаряжения только плитка, чайник и кружки. Проведя предварительно день в деревне Мошково, справив день рождение жены и день первого фонарика, стартуем 29 июня: счётчик на ноль, прогазовка, пробибикалка тем кто остаётся, отпускаю сцепление и колёса делая первый оборот, радостно набирают наши стандартные 120 км/час — ПОЕХАЛИ!!!

День 1-й.

Цель добраться до озера Шира. Поехали стандартной дорогой. Горки после к Кемерово по прежнему веселят. На виражике крутанешь баранку по сильнее и на выходе газ в пол… девчонки пищат… КРАСОТА! Мариинск обзавёлся новым приветствием — молодцы. Вот на трактор Беларусь, у меня одна ассациация, Игорь где-то рядом. Двигаемся дальше. Подъезжая к Шарыпово завёлся разговор о том, а не представить ли нам, что мы на УАЗе «…такие большие мы, проходимые, неустрашимые, …чайку попьём… где… да вот у озера… а как проедем… так мы же на УАЗЕ :-)…», ну и поехали. Спустились с какого-то косогорчика и тихонечко, так до озера. Чай попить дождик не дал, стал покапывать, допивали уже в машине, едем к косогорчику и взглянув на него с низу я сразу понял, для УАЗа всё нормально, а GETz-у здесь делать просто нечего: весь в каких-то буграх, камушки торчат разные, мокрый, я же точно знал, когда вспомню что на Getzе, будет уже поздно. Разогнался, скребанул раза три защитой… почти вылез и завис в диагонали… правое колесо так крутиться повизгивая, а машина качается, скребанёт продвинувшись на сантиметр и качнётся вверх пробуксовывая, вниз скребанёт на сантиметр и опять вверх пробуксовывать. Висели так секунд 20 наверное пока выбрались, а в мозгах вся жизнь пролетела… «…ну что там у меня, 8 классов, мореходка…, а вот ещё неделю с аппендицитом лежал… ЛАФА…».

ТАК!!! ДАЛЬШЕ ВСЕГДА ПОМНИМ, ЧТО МЫ GETZ !!!

Дороги красивые, вот ещё одна лента уходящая в даль. Хотели заехать на Сундуки, но посмотрев по сторонам и вспомнив, что мы не УАЗе, решили оставить это место на потом. Подъехали к нашему первому ночлегу — база «Приют Странника», не в бровь, а в глаз :-). Написано с животными нельзя — хорошо, что не взяли Пуху, а то ночевали бы за воротами. Походили, посмотрели, простенько, но чисто. Присмотритесь к этой стене, она уложена сухим камнем, он лежит так без всякого связующего и как ровно лежит, только на попытку полазить по стене, было сказано: «…Вы знаете, сколько это стоит… не надо ломать это чудо…», пришлось не трогать, а только восхищаться на расстоянии. Озеро, бутылка запасённого вина, отсутствие народа (сказались наверно идущие до этого дожди), тихо наступающая ночь. ПОХОД… МЫ В ПОХОДЕ!!!

День 2-й.

Цель — база «Снежный Барс». Для начала двигаем на Туим, посмотреть «Туимский провал». Посмотрели. Сие дело рук человеческих особого впечатления не произвело, наверно надо было прыгнуть с тарзанки, но нам и своего адреналина хватает, так что в пень. Камушек красивый. Уезжаем. Долгая дорога по сказочным холмам и наконец мы добираемся до Большого Салбыкского Кургана. Камень мне понравился, но сама идея раскапывания могил не увлекает. Походили, посмотрели и уехали искать Большие Салбыкские Ворота. Где-то читал, что между камнями потоки энергии просто бушуют… один камень холодный, другой тёплый. В общем не экстрасенс я. Было прохладно и ветрено, камни на ощупь (тепло-холод) для меня оказались одинаковые, правда сделаны они всё же из разных пород. На этом я свою экскурсионную программу этого дня закончил и мы двигаемся дальше. Дорога красивая, знакомая, катиться легко и свободно. И только иногда, увлёкшись, забыв про ямки, Getz разогнавшись, взлетал на очередной колдобине, недовольно лязгал защитой и сбросив скорость, продолжал спокойное движение до следующей «забывчивости». Озеро. Речка, дорога, лес… речка, дорога, лес… речка, дорога, лес… МЫ ПРИЕХАЛИ.

На базе как всегда тихо и спокойно. Внучка бегает, кедрач стоит, Стоктыш течёт — ЛЕПОТА. Распаковываемся, нам здесь три ночи. Договорились о бочках, бане и прогулках на завтра и послезавтра. Стоимость бочки 200 рублей, это с чаем и массажем! Встали рано, ехали долго, поэтому выполнив бочковые процедуры, поужинав, погуляв и выпив бутылку вина, отправились спать.

День 3-й.

Ну куда… на Маранкуль завтра… «…На провале были?»… «Нет»… «Ну пошли…». Обилие дождей до этого сказалось — БОЛОТИНА. Эти канавки с водой и ручейки не обращали ни какого внимания на то, что мы хотим идти по сухому, Всё было залито водой… мы в низину — вода… понятно, мы в горку — тоже вода… непонятно. В общем долго плыли. Некоторые перестали перешагивать через лужи… просто шли. По пути видели избушку. «…охотится?» «…судя по времени года… браконьерничает.» Понятно. Вот «ёжик» :-). Взгляните на эту собаку… ну кто скажет, что ей 16 лет. Пробежала раза в три больше, чем мы прошли. Жить надо где-то рядом, чтобы в свои 80 тоже бегать по лесу задрав хвост… или не хвост. Пришли — ПРОВАЛ. Провалившись, вода выходит где-то уже внизу, в пещере. Рассказал нам, что приезжали геологи, бросали краску. Как тесен мир… мы ещё встретим этих геологов.

Так как не устали, решили пробежаться на верх. Кто-то рыкнул сбоку… «…успокойтесь, это не медведь», отлегло. Много услышали о мишках, кабанах, всю дорогу попадались изрытые кабанами участки и их лежаки в грязи. Тропа, а какой мох, мягкий, упругий. Разлеглись, покемарили. я проводника спрашиваю «А вот, что делать если я медведя встречу или кабана?»… «Ну как что, тихо уходи, а если нападает… стреляй»… «а если у меня нет ружья?»… он аж приподнялся «нет ружья… не хрен в тайгу шастать» и улыбаясь лёг. Вот так… нету визы, неча ездить… :-). Мне ещё одно выражение его понравилось: «Вы не просто в дикой тайге… вы в её центре». Чувствуешь себя покорителем неизведанного. Полежали, поговорили, спустились к провалу, попили чайку, байки послушали и домой. Даль просторов. Кому-то повезло, а нам опять разуваться и в брод… холодный он бл…. мокрый.

У нас на вечер баня была заказана на 2 часа. Паримся… моемся… проходит час, вышел по сидеть, дверь открывается и заходит такой байкер, весь с чёрном «…а что вы тут делаете? У нас сейчас баня… это…» Пришлось вязать на себя полотенце и идти разбираться с начальством. Переговоры… итог: мы заканчиваем на полчаса раньше, а на ужин получаем малосоленого хариуса за счёт заведения. Ужинаем, запивая всё вином из запасов. Сидим у костра и предвкушая Маранкуль, отправляемся на боковую.

День 4-й.

Утро выдалось не спокойным: тучки бегают, но пока молчат. Мои девчата принялись рассуждать об отсутствии неизбежности похода. Когда я понял смысл происходящего, пришлось сказать своё веское мужское слово и прекратить инсинуации… «так: встали, оделись и пошли!!!» Вероятность дождя отпугнула дополнительных желающих сходить к озеру и вот мы опять одни в своём желании, но озеро зовёт, и по этому мы опять идём в гору по камням, кореньям и воде… В ПУТЬ.

Поход хороший — болота нет, дорога плутает по лесу, который время от времени выкидывает различные сюрпризы: то «мамонт» поднимется, то расскажет о том, что ещё утром, тут проходил хозяин тайги. Вокруг никого, а проводник: «…да гон сейчас у них…» и обведя поляну взглядом «…вот на таких полянах они и собираются… поиграть друг с другом…» ЖУТЬ :-). Вершина перед озером.

Да… озеро великолепно. Организаторы тоже не подкачали: уха, салатик. Гостей встретили, пришли чуть раньше нас… с огромной двух литровой бутылкой водки… «угощайтесь…», «да без вопросов»… налили, выпили, налили, выпили и потянулся разговор: о походах, о продающейся чуть ниже базе, о плавании в илистых озёрах, об Ергаках, о Новосибирске, о Кемерово, о водорослях, о рюкзаках, о медведях, о стёклах, об утках, о…, о…, об… да поговорили долго и сладко, гостям ещё ночевать — это к разговору о медведях. Вот кстати пакет сгущёнки, который был найден в окрестностях стоянки и разорвал его явно не человек.

Озеро, ещё озеро, сново озеро. Заложил клад, полазил рядом с лагерем: утки плавают на болоте за холмом, этот огрызок дерева похож на зверка, а это лучше детям не показывать, ягель. Искупался. Ну, что озеро, пошли мы домой. Тропинка, извиваясь, вела нас на базу, а лошадь, которая везла отработавший газовый баллон, в качестве противовеса, везла небольшой камень и теперь на нашей даче есть камень с Маранкуля…ВОТ! Пришли, на базе куча народа, а нам завтра раненько, так что вечерние посиделки у костра нам не светят. Вечерело, и мы, поужинав с бутылкой вина, растопили печь и вспоминая наши походы, отправляемся по койкам. Завтра Тыва…спать.

День 5-й.

День начался с великолепного перевала. Сотый… и снова, какая мощь в этих горах окутанных облаками. Вот ещё вид… ЗАХВАТЫВАЕТ! Перевалили, а тут. Фотоаппарат не передаёт всю игру света, которая держала нас заворожёнными несколько минут. Лучи света были не статичны, а исчезая появлялись, словно повинуясь рукам невидимого дирижера. Продолжая любоваться, мы едем дальше. Дорога, она по-прежнему зовёт нас вперёд. Мантры… кто-то пишет, а ветер читает и доносит их до… цели. Мы въехали в Тыву. Getz в Тыве. Степь, степь, степь… высота около километра, огромные высокогорные котловины, разделённые горными хребетиками. Котловина… перевальчик, котловина… перевальчик и так всю Тыву. Котловины длиной километров тридцать каждая, а потом снова перевальчик. Горочка вдоль дороги.Перед одним из поворотов. Ну вот и Енисей. Заехали в Кызыл. Центр Азии. Дракон профиль. Дракон фас. Горы рядом, река, русских не мало, вокруг спокойно, на противоположной горе есть дорога, которая ещё ждёт наших исследований. Времени мало Тыва, более, в следующий раз… ну вот и Красноярский край.

Getz устроен так, что спереди вроде трясёт на кочках, но вполне терпимо, а вот сзади просто иногда гоголь-моголь. Так вот Жена в этот день ехала сзади, уступив переднее место дочке. Что можно сказать, дочь моложе… тнрпения больше. Километров за сорок, до цели подруга уже начала гнобить меня и место куда я её вёз. «…за каким хр… мы уехали из „Снежного Барса“, в какую дыру ты меня привёз…»… на самом деле так жалобно, а дорога неумолима и подкидывает нам глобальный ремонт нашего направления… нет потом будет хорошо, а сейчас бл… просто пипец для машины у которой под защитой десять сантиметров, а тем боле для пассажира сидящего на заднем сиденье!!! Нервы жены послали всех лесом и устроились где-то на краю обрыва. Я подвожу машины к нашей базе, а вокруг стройка… всё новое… всё ещё в «пути». «Здесь же стройка… какое удовольствие… и здесь мы будем жить…» Я пытаюсь перевести ситуацию в позитивное русло, а в это время, в закрытое окно Getza ударяется «семисантиметровый» паут и машину окружает армада этих тварей… писец, жена со слезами поплыла в неизведанное.

Под обещание, что если всё будет плохо, мы смотаемся от сюда куда-нибудь подальше, пошли осматривать место нашей ночёвки. Итак: мы на базе «Горная Оя». Нас здесь не ждали… никто и не в курсе, что мы приедем. Разговор с нами был не очень вежливый в начале, вокруг базы пока стройка…, но: не густо, но накормили, заказ на ужин приняли, коньяк нам нашли, комната маленькая, но чистая и уютная, а при более близком знакомстве все вполне дружелюбные. Природа вокруг прекрасная: чистая уютная долинка, клещей нет. ХОРОШО. Подругу отпоили коньяком и она уже согласна завтра в поход… если срастётся. Должна приехать компания и если в машине останутся места… то мы в походе. Угадаете что,… пишите. Небольшой фонтан с радугой. Опять вечер, тишина и умиротворение. Спать… ДО УТРА.

День 6-й.

Ну что, группа не приехала, а машина, которая нас должна повезти, готова. На базе ещё были люди, но почему-то у всех оказались материальные трудности (вероятно от обилия вечернего алкоголя) и как следствие, мы в гордом одиночестве садимся в кузов. Ехать 30 км и как мы поняли в начале, нас привезут, мы посмотрим и поедем домой, но как показал опыт, пришлось походить, что в общем нас очень и очень обрадовало.

Пробежавшись по лесистому склону и гребню, мы выходим на вершинку, с которой открывается вид на все каменныё изваяния. Мы прошли вдоль всех, до следующей вершины. Вот подборка фотографий:

Поход получился, а мы думали конец походам. Дерево, долина, склон, единственным раздражающим фактором были пауты. В походе познакомились с Александром, он вёл параллельную группу. Шли почти всегда вместе, а на обратном пути он решил подождать отстающих и задержался. Мы идём одни. Вокруг лес. Выходим на полянку и двигаемся по тропе: я первый, жена вторая, дочь последняя. Я был в трёх метрах от края поляны, когда сзади раздался треск веток и «р-р-р-ы-а-а-а-а…» за секунды в мыслях было только бл…, а дочь уже была впереди меня метров на десять… разворачиваюсь… АЛЕКСАНДР:-) бл… :-). Посмеялись. Попили чай у машины, ведя ожесточённую борьбу с паутами. Едем домой. Уазик берёт брод и как сказал нам водитель «…вода очень малая, ездят кто хотят!!!».

Вечером были на базе «Ергаки», договорились с инструктором о походе на Висячий камень, вернулись. Опять костёр, опять вино, опять закат… ну разве это не ВОСХИТИТЕЛЬНО.

День 7-й.

Утро. Выдвигаемся. От «Ергаков» не пошли, пошли от Тамазаковского моста, там поближе будет. Идём с нашим инструктором, рассказываем ему про «Снежный Барс»… «…да был я там, я ведь геолог, приезжали смотреть, куда речка выходит, которая у них в камнях теряется… „провал“, да краску кидали, смотрели, в пещере выходит…» как тесен мир, нам там о нём, а мы его здесь нашли. Начальный участок дороги мокрый, болотце и речки: речка, речка, опять речка. Но потихоньку поднимаемся чуть выше, становиться суше и видна конечная цель нашего путешествия. Ещё немного и вот оно, озеро «Радужное», за ним хорошо просматривается «Спящий Саян». Народу конечно толпа, никакого сравнения со «Снежным Барсом», где одиночество просто ощущается. Местный мелкий хариус не пуглив и спокойно даёт себя фотографировать. РОССИЯ… вперёд !!! Ощущение от летающей вокруг живности, примерно такое: ты такой большой, красивый «бомбардировщик», а вокруг тебя такие маленькие, надоедливые «истребители». Гул от Паутов бесконечный, да и кусают эти сволочи очень бл…, хлопок… очень больно кусают!!!

Всё здорово, но нужно идти дальше. Небольшой крутоватый подъём по руслу текущего ручья и мы почти у цели, осталось чуть-чуть. ДАЛЬ. Тропка ведёт по камням. Камушки не маленькие. Открывается вид на «Каровое» озеро, ещё подъёмчик… ну вот мы и пришли. КРАСОТА. Посидели. Поход не сложный — не устал. Звал своих пойти дальше … не поддались, пришлось идти одному: не долго, но крутенько вверх и обрывчик. Заглянул за край. Иногда и так тропа ведёт. Забрался. ПРОСТОРЫ завораживают. Какое всё-таки спокойствие и какая сила в горах! «Спящий Саян» и гора «Орешек». Спускаюсь. Забрал девчёнок, нашли «клад», и топаем вниз. Камушек интересный. Дорога назад не сложна, просто в конце пути опять вода. Но мы, преодолев всё, возвращаемся на базу.

Решили по-ужинать где-то-там. Как вы понимаете, любое действо может быть либо где-то-тут… либо где-то-там… так вот мы решили, что сегодня это будет где-то-там :-). Выбор пал на кафе, стоящее у истоков нашего сегодняшнего маршрута. Приехали «еда есть?»… «Полно»… «ну тогда…»… «но кормить я вас не буду… электричество кончилось». Начало просто прекрасное, но отступать мы не намерены. Произошла весёлая перепалка, про кухню, электричество, туристов и продавцов в результате которой, мы выяснили, что часть блюд можно приготовить: газ то есть. Процесс пошёл. Сидим. Парнишка ходит вокруг нас: что-то приносит, что-то уносит… заходит мужик «пиво живое есть?», ответ предвещал что-то весёлое «не знаю…». Пауза… «Пиво есть ???» не унимался вошедший… «ЕСТЬ!», «а живое ???» … «откуда я знаю какое пиво для вас живое? Вот Балтика-9 обычно становиться живым после третей бутылки, а после четвёртой начинает разговаривать…» возникла неловкая пауза :-), после которой он продолжил «…нет, конечно Балтики-3 нужно больше… да и люди все разные. нет… незнаю.» и дальше что-то приносит… уносит. Мужик сначала пытался рассердится, но сразу отошёл и присоединился к всеобщему веселью. :-) Слушайте, ну и ухихикались мы. :-))). Парнишка вообще мыслит не стандартно, я ещё утром это заметил. Вечер удался на славу, сначала рассмешили, а потом опять был костёр, вино и закат. СЧАСТЬЕ.

День 8-й.

Утро моего дня рождения. Подъехали к «Ойскому» озеру… сказали «…ДО СВИДАНИЯ…» и покатили в Красноярск. Дорога. «Полка». Сделали небольшой крюк до Маймы: за рыбой. Опять Енисей. Вот рыба, которая к вечеру будет уже прекрасно малосоленой…ВКУСНОТИЩА!!! Дорога. Дорога. Дорога. На горочке решил обогнать автобус… засмотрелся на автобус… удар в правое колесо …БУХ… Getz аж подпрыгнул, я на газ… тяги нет… качусь по инерции. Прижался к обочине, пытаюсь завестись: тыр-тыр-тыр-тыр-тыр… Подумал: тыр-тыр-тыр-тыр-тыр… Ещё раз подумал, вспотел: тыр-тыр-тыр-тыр-тыр… ХРЕН!!! Та-а-а-а-к… и что теперь? В машине становиться жарко, вне машины овода, телефон сантиметр ловит, сантиметр не ловит… жена пошла на горку звонить, я читаю букварь, а в голове: «…ну на до же бл… в мой день рождения придётся ночевать в 30 км от Красноярска…», а что было ещё пять минут назад: ПИВО и РЫБА!!! Нашёл что-то об автоматическом отключении топлива, но говорилось, что может быть, а может не быть. Полез в рисунок топливной системы… нет там такого «отключателя». Походил, в голове ПИВО и РЫБА… надо думать о другом… предохранители… надо проверить. Проверил все предохранители: бл… все целые. Сбросил клемму с аккумулятора, подождал, одел: тыр-тыр-тыр-тыр-тыр…непомогло! Жена уже дозвонилась до красноярцев и узнала адрес дилеров Хёндэ. Да… Читаю, что же у меня за предохранители есть (мыслей то пока больше нет) бла. бла. бла… предохранитель автоматического отключения топлива, бла… бла… бла… СТОП. Предохранитель автоматического отключения топлива. Проверил… стоит и контакты подведены… значит он у меня есть! Постоял пять минут над мотором… НЕ ВИДНО. Стал листать книжку постранично… вот он собака… в системе управления… и где же ты у нас стоишь? Даже посмотрев на картинку нашёл не сразу, корейцы… такую кнопку надо делать красной, а не чёрной. У бочка омывателя чёрный низ корпуса, примыкающая спереди переборка чёрная, в этом месте сходится, крепится и переплетается уйма проводов в чёрной защите и где-то там внутри этой массы есть чёрный выключатель, одна из сторон которого обтянута чёрной резиной, которая и есть кнопка. ТРИЛЛЕР КАКОЙ-ТО !!! Нажал, под пальцем так… щёлк… На душе стало сразу светло и радостно. Поворачиваю ключ: тыр-тыр-др-р-р-р-р-р-р. Такой подарок на день рождения… машина завелась, когда я уже и не ждал. Да… точка отсчёта под нагрузкой довольно пластична. Дальше нас ждал Дивногорск, наша база «МАНА» с очень уютными домиками, речка «Мана», а учитывая понедельник, очаровательный вечер под аккомпанемент пива «Бархотное» и рыбы аля «Енисейская» в полном одиночестве. Так всё и произошло. Спокойной ночи.

День 9-й.

Сегодня небольшой пробег и поэтому решено заехать в красноярский зоопарк. Заехали. Меньше нашего, но очень много цветов и такой весь на склоне горки. Зарисовочка:

Едем дальше. Проехали Красноярск. Пробки. Вырвавшись на свободу, потихоньку приходим в себя. Дорога. Триста километров пути пролетели довольно быстро. База «Рыбная заимка» находиться прямо в деревне, на берегу Енисея и скорее это ресторан с домиками для проживания. Морда рыбы. Картина. Интерьер. Кормят славно, можно сказать на убой. Готовят вкусно. Прогулялись по берегу … мошки не много, а очень много… очень, очень много! Вид с веранды нашего домика. Договорились о завтрашней прогулке, посмотрели закат и пошли за сновидениями.

День 10-й.

Сегодня остров «Караульный». Встали, позавтракали, приготовились (купили «OFF!»), сели в лодку и покатились вверх по Енисею. Вода холоднющая. Берег противоположный красивый. Подбираемся к порогам. Пороги вправо. Порог влево. Они расположены на месте впадения Ангары в Енисей. Нам сказали, что вода сейчас высокая, сказались дожди, а по малой воде даже на лодках проходить сложно. Подходим к острову. Высадились. Мошки тьма, «OFF!» работает пять минут, потом сдаётся, спасает только ветер. Весь остров это такая скала, вокруг которой намыло немного земли… и красиво намыло :-). Прогулялись по острову: вид из лагеря на горку, вид сверху скалы на лагерь, берёза, место для загорания. Пока готовилась уха, девчонки загорали, а я залёг на вершинке и, наслаждаясь видами и ветерком, подремывал, размышляя о бытие :-). Уха была великолепна, три вида рыбы (хариус, осётр, чир), водка и горелое бревно… ЛЕПОТА. Также мы получили два куска жаренной на углях рыбы (хариус и осётр), всё это заели тугунком (маленькая слабосоленая вкусненькая рыбка), запили «Финляндией» и опять загорать и дремать. Птичка. Вид на Ангару. Затем настала пора возвращаться, и мы поплыли. Вода в Ангаре ощутимо теплее и говорят, что эти две речки ещё очень долго текут, не смешивая свои воды. Ужин. Закат. Спать.

День 11-й.

Дорога домой не может быть плохой, она всегда прекрасна, это же дорога ДОМОЙ! От Ачинска до Мариинска хороший асфальт… не то что в прошлый раз. На какой-то кочке мотор опять заглох, но, зная в чём причина, было уже не так страшно :-). Ну вот и Мошково. Поход закончен, а наше дело верить, что всё ещё впереди.