Дорогами Алтая. Сентябрь 2007

Пока ездил, думал, за каким хреном я попёрся в такую даль один. Нет ну понятно, там перевалы посмотреть, клады поискать… всё правильно, но что-то не так… еду на машине и думаю, что не так, думаю и смотрю на ленту шоссе, которая бежит перед колёсами моего УАЗа. И вдруг понимаю, что я очень люблю дорогу, иногда прямую как стрела, иногда извилистую как убегающая змея, иногда ровную как гладь спокойного озера, иногда это же озеро, но погода очень неспокойна :-). Так вот, это рассказ о дорогах, которые меня позвали, и которые я проехал или прошёл в меру своих сил, опыта и незнания.

Я, УАЗ и собака Пуха. Вот отряд живой силы и техники, который 10 сентября 2007 года, рано утром в понедельник отправился в недельное турне по Алтаю. Да, я забыл сказать… МЫ ВЕРНУЛИСЬ!!! Теперь в путь.

Дорога петляла, кружилась, плутала, а место где я остановился первый раз, до боли напоминало место, где мы всегда раньше останавливались въезжая на Алтайскую землю, только народа… НОЛЬ!!! Никого, ни души, а мне палатка, костёр, шум Катуни и ГОРА. По пути посетил четыре тайника. Это занятие довольно занятно: заехать туда, где ты раньше не был, да ещё с целью.

Монжерок. Где-то здесь будут горнолыжные трассы… приедем. Алея просто чудная. Семинский. И зачем он заложил клад на вершине? Лыжники. Вертолёт … летал зачем-то. Чикетаман. Сегодня дорога не долгая. Остановимся перед броском на Большом Ильгумене.

Большой Ильгуменский порог встретил меня ярким солнцем и мощным гулом. Приехал я рано и у меня есть время прогуляться по тропинке идущей вдоль Катуни вниз по течению. За малюсеньким перевальчиком лежит чудная долина с каменьями. Нашёл высокий камень, уселся, и час пролежал на солнце. БЛАГОДАТЬ. На обратном пути собака застряла в камнях, я так смеялся, что забыл сфотографировать. Ей было не смешно :-). Под рокот воды засыпается удивительно легко.

И так. Нас ждёт перевал БУГУЗУН, вернее мы его хотим увидеть. Дорога бежит, но на слияние Катуни и Чуи не заехать нельзя. Заехали. Кто-то оставил берёзовых дров: СПАСИБО этому человеку. Курайская степь пролетела быстро. Скоро Кош-Агач, а вокруг горы, горы, горы и какие горы. Красиво б… лин.

Кокоря проехали. Остановился размять ноги и дать погулять собаке. Степь да степь кругом. Чистое до этого небо стало затягивать игривыми облаками. На мой взгляд, так даже лучше, чем бескрайняя синева. Посмотрели, чайку попили, дела нужные сделали и едем дальше. По плану первая битва БРОД. В инете пугают, что до 70 см. Посмотрим, инет инетом, а брод уже близко.

Брод кстати мелкий… осень наверно сказывается. Это тоже дорога. Я же на Бугузун и за кладом. Добрался я до тайника. Написано тайник перевал Бугузун, а я стою в какой-то котловине. Ну не вызывает она у меня чувство перевала. И облака со мной, и бугузун шуршит и хищники бродят :-), ан нет, не то, нет широты взгляда, душа не поёт. Думаю, наверно такой перевал, даже взгрустнул немного :-(. Разворачиваю машину, чуть дальше проехал для разворота, а дорога пошла вверх… так это не перевал ?!? УАЗ радосно заурчал!!!

Вот это ПЕРЕВАЛ. Вот она ДАЛЬ просторов Алтая. Хотя дальше уже Тува, но это будет уже другой сон :-). Где-то на одной из остановок забыл монтировку… я здесь впервые и подарок был просто необходим. Перекусим.

Перекусили, положили камень, привезённый с долины, ещё раз окинули взглядом прекрасное и продолжили своё путешествие. Ночь наступала не спеша. Тень на горе как граница двух миров… меня ждёт ночь и я не знаю где она захочет меня увидеть. Подождём.

Ночь, а всё еду. По дороге видел зайца и лису… сфотать не дали. В голову пришла мысль, доехать до Ташанты. Пришла — едем. Застава оказалась на границе города. Пограничника нет, какой-то юноша ответил, что придёт утром… так, а спать где говорю… не знаю, отвечает мой осведомитель. Делать нечего, кормимся и укладываемся в машине. Это третья ночь.

Проснулись в семь. Пограничника обещали в девять. Попил чаю и стал наблюдать за окрестностями. Картина любопытная. Утром на заставу приехало мужиков тридцать, а ушли женщина с ребёнком и алтаец в бушлате… со стороны смотрится очень комично… солдат спит (дома), а служба идёт (где-то там… на границе). Утро началось весело!!!

!!! КРАСОТА !!!

За заставу меня не пустили. Сказали дальше либо с загранпаспортом, либо нелегально. Первого не было, второе как-то было не по душе …несусь я значит, по степи на УАЗе в обход заставы и пытаюсь уйти от вертолёта… бред какой-то, у них и вертолёта нет :-). Развернул я машину и рванул в сторону Тёплого ключа. Дорога дальняя, дорога интересная, почему не поехать.

На этой дороге я уже третий раз. Дорога действительно хороша. Много озёр. Много гор. А какие были облака. Я останавливался наверно каждые два-три километра и любовался этим представлением. Облака 1. Облака 2. Облака 3. Третий раз… собрались, пониженная передача и вперёд.

ДА… Я ДОБРАЛСЯ. Для кого-то это просто, для кого-то сложно, для меня это было достижение. Перевалы, какая сила стоит за этими словами, какое спокойствие. Облака совсем близко. МЕСТНЫЙ СТРАЖ вылезает из-за горы. Дорога, конечно, не асфальт :-), УАЗ прыгал как газель. На юго-западе видны мощные снежники. Наверно Таван-Богдо-Ула (?). Попьём чайку.

Ещё очень хочется рассказать о ветре, о ветре на перевале. Он, конечно, может просто дуть, сильно или слабо, может не дуть, но самое главное он может играть, да-да, играть!!! Пронестись по склону, оставив абсолютно спокойным пространство вокруг вас, резко ударить по вам потоком воздуха и через десять секунд полностью прекратится. Это была игра и это здорово!

Я у него одну карликовую берёзку он у меня карликовую лопату. В общем разошлись. Сначала решил переночевать на Джумальских ключах, но там народа было просто тьма, поехал дальше. Дорога по прежнему прекрасна. Вокруг горы, облака и тучки :-).

Вот так меня встретила Курайская степь. Эта туча просто ползла по степи, вытирая её своими свисающими лохмотьями. Едем дальше.

Переночевал на базе перед Улаганским перевалом. Утро было морозным и туманным. Воды в умывальнике не было… пошёл на озеро. Горы в тумане казались такими загадочными. Гладь озера с нависшим облаком тумана. Туман… везде туман. Белка стрекочет на дереве. Сосёнка. И опять облака. Может они и в городе такие, а я не замечаю. Ночь ушла… УТРО, хорошо то как!

Улаганский… Перевал… чего только стоят его двухметровые кедры с шишками, а эта надпись на плакате: «УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ ДРЕВНЕЙ КОЛЫБЕЛИ ТЕЛЕНГИТОВ, СВЯЩЕННОЙ ЗЕМЛИ УЛАГАН!, какой тайной это опутано! Озеро, ленточки на деревьях и горы до горизонта. Мысли уходят куда-то далеко. Кстати, это самый высокий перевал на Алтае, куда доедет любая машина.

Дорога звала дальше, а дальше меня ждал Кату-Ярык. Проехав озеро Недоступное, я вышел к Чулышманской долине. Считаю это одним из знаковых мест. Кому не безразличен Алтай, обязательно должен посмотреть на это великолепие. Как всегда горы и облака. В Эзене попил чаю с дядей Сашей, он угостил меня местными яблоками и приглашал зимой… приеду.

!!! КРАСОТА !!!

Кату-Ярык позади и под колёсами опять дорога. Торопиться не куда, ночёвка на кордоне, времени полно. Останавливался и любовался везде, где цеплялся взгляд. Надо же было так речку назвать … прочитайте, отвернитесь и попытайтесь повторить три раза подряд :-). Проезжал слияние, откуда там такой дракон даже не знаю. Не видел я этого, когда проезжал первый раз. Кордон. Ночёвка .

Да… Чикетаман был хорош. Тучи со всех сторон. Где поднялись над горой, где обняли её. Пришлось задержаться, как пропустить такое зрелище.

Через Нижняя Талда едем в Ороктой. Местный перевал пологий со стороны Чуйского тракта, но крутой с обратной стороны. Туча очень красиво легла на горы и посеребрила их. Видел лошадь с прикольным колокольчиком и дикого марала (?). Дорога была не ахти, но моя собака стойко выдерживала все невзгоды, правда со страдальческим выражением морды :-).

!!! КРАСОТА !!!

Ах КАТУНЬ, какой ЦВЕТ, стоял я долго. Правая скала похоже на голову птицы, удивительно похожа. Дорога звала дальше и, найдя несколько кладов, я вернулся спать туда, откуда начал. Ночь потихоньку брала своё.

Последний день. Поехать решил через Солонешное. По дороге посмотрел зубров. На Алтае есть зубрятник… не знал, чего только нет на Алтае :-). В Черге повернул на Ильинку, проехал перевал Верх-Кукуя. Доехал до Мариинска… учтите дорога на карте везде красным… и началось: конапли море, причём огорожено и ухоженно, а дорога куда-то пропала?!

Дорога периодически превращалась в тропу. Где я?! Этот вопрос возникал неоднократно. Встретил алтайца и с непоняток задал глупый вопрос: «Куда я еду?». Ответ был гораздо умнее: «А куда хотел?». Я собрался мыслями и сказал куда. Правильно едешь, был получен ответ. Так дорога красным не унимался я, а тут!!! Давно нет дороги… :-(. Ответ отражал реальность :-).

Там где я планировал потратить час, ушло три. Вот не знаешь, где найдешь, где потеряешь :-). Но всё когда-то кончается, закончилась плохая дорога, заканчивались и дороги Алтая. Домой я приехал в одиннадцать. Пройдено около 2900 км и девять перевалов: Семинский, Чике-Таман, Бугузун, Тёплый Ключ, Улаганский, Кату-Ярык, Ороктойский, Верх-Кукуя, Мариинский. Ждём зиму…

Карта поездки | 224,804 Кб

Пока нет комментариев