Алтай-Тыва-Хакасия. Сентябрь 2008

Эта поездка начинала готовиться очень давно. Ещё в ноябре прошлого года мы обсуждали эту задачу на одном из алтайских форумов, в планах был август. Август пришёл, планы у всех поменялись и поездка не сложилась… сижу у монитора и набираю в яндексе: «…хочу в Тыву…». Несложные манипуляции с мышкой и одна из ссылок приводит на www.402km.ru, поговорили, пообщались, и завертелось, закрутилось, понесло: 16 сентября 2008 года, УАЗ в сопровождении одного водителя и трёх пассажиров направил свои колёса в сторону АлтаяТувинскоХакасских дорог.

Начальный этап проходят три машины. Проходят все как им больше нравиться. Не меняя своих традиций, первый раз останавливаюсь в привычном месте. Катунь великолепна, гора тоже. Нашли «бесхозные» дрова, смолистые, сухие. Дальше всё как по маслу: костёр, еда, умиротворение, разговоры, алкоголь (умеренно), …за поездку, …за встречу, …за удачу, …за Алтай, …за Катунь, …за, …за, …за лимит превышен… спать. Ночью подъехала третья машина… всё равно спать, ждём утро.

Ну, вот и утро. Водка с брусничным соком творит чудеса. Все такие весёлые, можно подумать все на пикник, а не в сложнейший маршрут собрались, а вечером просто чайку попили. :-). Чаёк, упаковка и по машинам. «Ефросинья» ушла вперёд, а мы то и дело останавливаясь, пытались её догнать. Маршрут привычный, но, тем не менее, по-прежнему прекрасный. За Семинским пытались поиграть в игру «найди клад», но некоторые самостоятельные сами не нашли и другим не дали… Елань Ястребиная Блин :-). Прошли Чике-Таман, заехали на слияние, лес вокруг разноцветный, обед в Чуй-Оозы и в Акташ, там наши пропуска.

+20, это вам не снег с дождём, что шли в Новосибирске, это голубое небо, тепло и пропуска за пять минут. Надо Илью напрячь в составлении подробной инструкции о таком порядке получения данных бумаг, уж очень мне понравилось: пришёл, взял, ушёл. Прикупили сметанки для наших грибов и мчимся далее.

Решающая ночёвка перед Бугузуном. Учитывая что это поход, предлагаю оценить наше вечернее меню: куриные крылышки гриль аля «Ефросинья», лисички и картошечка в сметанном соусе аля Бугузун, горячие колбаски «пальчики оближешь» и всякая другая снедь, достойная той компании, которая собралась поздним вечером на берегу великой реки Бугузун в предвкушении испытаний, кои мы должны будем гордо преодолеть. Уфф :-). Некоторые пытались обеднить нашу картошку грибами, но это было замечено и поставлено на вид, грибы спасены и съедены. Опять же за…, за…, за… Ночь и луна. Спать!

Ну вот и наш первый прорыв: «ТЫВИНСКИЙ». Проснулись, собрались. Мазда приняла решение дальше не ехать… долго уговаривал так не делать… был не прав. С прошлого раза дорогу до перевала воспринимал как лёгкую гравийку, на самом деле довольно большие камни. Преодолели брод. Ветер, который всё время дул в спину, заставлял УАЗ время от времени перегреваться, но, нос по ветру, две минуты и мы как новенькие. Горы вокруг прекрасны. Тихонько дотелепались до перевала, дальше ТЫВА… неизведанное.

Сверху казалось, что полетим, не…, поползли. Дорога каменистая и ухабистая вначале постепенно превращалась в обычную полёвку. Ехать становилось веселее и веселее. Один перевал, второй перевал, ехали как на очень больших американских горках, перевалы считать сбились. Сгоняли на озеро «Груша», «…по дороге?», какая нафиг дорога, по горам!!! :-) Смех смехом, а ехали, куда глаза глядели: «…озеро там», дословный перевод указаний штурмана и как оказалось не «…за этой горкой» :-). Увидел наконец баранов с курдюком. Мосты попадались иной раз очень оригинальные, а долгожданное озеро всё ближе и ближе. Горы… горы рядом… совсем рядом.

Стоя на развилке, приняли вправо, нет чтоб влево, как обычно:-). Итог: перед самым озером достаточно крутой подъём. Даже «Фрося», которая до этого всё время «молчала», добравшись до верхушки «попросила» дать отдышаться. Отдышались…ОЗЕРО.

Жёлто-коричневая степь, ярко-синее озеро и снежные горы… великолепное зрелище… «…душераздирающее зрелище» сказал бы Иа. И ветер, ветер и ещё раз ветер. Красивый и суровый край. Стали искать место для ночёвки. Внимание привлёк камень на выходе из озера, время было, решили добраться. Пугали спусками к озеру, подъехали к первому. Речей было сказано много «…и этим они нас пугали…», «…нет, ну когда воды много…», «…да тут до камня минут десять…» и т. д. и тп, волны,"усмехаясь", продолжали полировать прибрежную гальку.

Сюрпризы долго ждать не стали: следующий съезд и вот оно болото, что здесь, когда воды много, лучше не думать. Колёса барахло, но УАЗ выпутался. Помылись и далее. Казалось, что ну всё, подъёмчик и будет хорошая дорога, ФИГ, камень на камне, торчат отовсюду и под разными углами. Долгий, медленный слалом, а тут ещё нам наперерез из ущелья бросился чужой УАЗ. Переговоры по рации… обороняемся :-). Из УАЗа вышли местные егеря с карабином, рассказали нам, где заповедник, где просто охраняемая территория, ни чего не просили, ни чего лишнего не спрашивали, вели себя очень корректно. Предупредили нас, что много волков и уехали. Последний рывок, глушитель помят, но, ОСТАНОВКА !!!

Вечер был короток: костёр, лапша, за…, за…, за…, и спать. Утром приморозило. От волков спаслись только наличием овчарки :-). Попили чаю, сфотографировали рассвет, Монгун-Тайга напротив завораживает. В туалет ходить восхитительно: не прячешься как обычно, а так, по-простому: перед тобой огромная долина и белоснежная гора… и тишина… в это утро куда-то ушёл ветер… чудненько. Собираемся. Выкопанная ямка для костра засаживается обратно, вещи собираются, небо голубое и доброжелательное, ветер начинает нарастать, В ПУТЬ, ОЗЕРО, ДО СВИДАНИЯ.

Доехали до Мугур-Аксы. Очень чистая и ухоженная деревня. Ни кто под колёса не «бросается», каждый занят своими делами. На заправке 93, зачем тащил канистры, залил 20 литров для проверки. Вокруг всё красиво, но душа просит леса. Остановились поговорить по телефону с помощью монгольского МТС… ну нигде не спрячешься. Где-то в степи: "…это что за дорога пошла в горы?", «…так мы туда и поедем», «…ну ни фига себе…». Здравствуй перевал Коге-Дава.

Да… достойный перевал, правда, с другой стороны, длиннющий и пологий. Сарлики, обратите внимание на рога среднего. Въезд в долину, ручей, бесконечность. Долгая, долгая, долгая, очень долгая дорога, горы по-прежнему здесь, но уже хочется есть и пить. Ещё немного ожидания, ну вот речка и выбрана. АРБУЗ и УХА, УРА ТОВАРИЩИ!!!

Прорыв закончен. За это можно и выпить… этож после какого за… Илью увели (увели стоит заметить уже под закрытие), сам помню с трудом, но вечер и ночь были великолепны: наш скиталец арбуз, который пару раз некоторые нерадивые пытались забыть, был растерзан и съеден. На вопрос к соседям: «…и что у Вас сегодня на ужин?», был получен ответ: «…а мы это…, к Вам присоединимся…»:-), НАКОНЕЦ-ТО!!! Совместно приготовленная уха была объеденье. Наш постоянный повар Евгений (Hawk) молодец, но, в общем, все остальные помогавшие были тоже на высоте, даже Пуха: «…всех взять !!!» -- «АВАВАВАВАВАВАВ» :-). Играли на гитаре, смотрели на звёздное небо, просто говорили, хорош был вечер. Смущало только одно: у нас была лебёдка, лом, болотные сапоги и 20 метров 14 мм каната… зачем нам всё это???

Встали, ветер доносил снег с надвигающейся тучки, хотя над нами было голубое небо (прошёл очередной платёж за хорошую погоду :-)). Цель: турбаза «Снежный барс». Впереди дорога и горы, дорога и горы. Заехали на так называемую «дырявую гору», ну что можно сказать… дырявая. Вид с горы. Посетили скульптуру воина, которая по описанию в путеводителе должна была поразить нас своими размерами…, не поразила. Перевалы, горы, реки, дорога и так несколько раз. «Сотый» встретил откровенно прохладно, со снегом, пробрались. Ну ещё чуть, чуть. БАЗА, а на базе, что? Правильно — БАНЯ! Здраствуй «Снежный Барс».

Направления на Новосибирск тут не хватает. Я был здесь в 2006, воспоминания только тёплые, надо ещё раз приехать. Внучка бегает, как и прежде, Пухе пришлось гулять аккуратно. Оцените барометр. «Не видно, значит темно» :-), развеселило. На ужин была лапша (честно сваренная на костре с тушёнкой) и костёр, и если до этого мы экономили, то в этот раз оторвались. Вот сколько я могу принести дров за раз — это и есть одна закладка. Всё своё пионерство вспомнил. Песни, звёзды, баня (не протопили до конца, но всё равно огромное спасибо). Просто красиво. Наелись, напарились, домики протопили — СПАТЬ.

Ну вот и утро. «Ефросинья» пошла домой через Абакан-Мариинск, а мы хотим совершить ещё один прорывчик… «МЕЖДУРЕЧЕНСКИЙ». Но так как мы не ищем простых путей, решили заскочить в Саяногорск за форелью. Перед Аскизом направо и дорога мчит нас к Енисею. Въезд в город с этой стороны очень понравился. Доехали до ГЭС. Тут опять всё поменялось: обещанных водопадов пока нет, но некое изваяние уже стоит… с русалками. Походили и обратно. У нас же кольцо и поэтому мы поехали через Абакан. К Аскизу подъехали уже вечером. Гора на закате. Вообще перед прорывом предполагалась стоянка, но ночевать был согласен только Hawk (его спальник занимал 26,7% всего багажного отделения УАЗа) и мы, размышляя о ночлеге, как бы не хотя, погружались в ночь.

Да… ночь то пришла. Ну про дорогу. От Аскиза до Бирикчуль прекрасный асфальт. Где-то его нет, но уже не помню где. По пути есть красивые перевалы (ах если бы днём :-). После Бирикчуль идёт отвратительная укатанная грунтовка, вся в таких противных ямках. В районе Вершина Теи неудобная развязка, немного заплутали, но трек вывел. После Вершина Теи до поворота на Бискамжа прекрасная широкая ровная гравийка. Куча техники, дорога строится. Бискамжа направо, а мы как всегда налево.

Куда-то исчезла наша широкая дорога, а вместо неё пришла узкая колея. Дорога на самом деле хорошая и как мне показалась красивая (ах если бы днём :-). Везде мелкий булыжник и куча воды: лужи, лужицы, речки, реки, ручьи, ручейки, ручеёчки… я столько ещё не плавал. Этих речек так много, что к ним начинаешь привыкать, пол колеса… вылез, пол колеса… вылез и так раз сто, а потом в одном из ручьев оказалось не пол колеса, а почти по капот. Адреналин по организму забегал: полный газ и УАЗ вылезая из воды упирается в лес, бл-ь где дорога, голова как пропеллер ищет выход из воды… вот, она левее. Руль влево, а машина опять ныряет по капот бл-ь. Выныриваем и останавливаемся… жду… мотор работает, напряжение в норме, посторонних звуков нет «…а мы тут все МО-ЛО-Д-ЦЫ !!!».

Минут тридцать езды и мы упираемся в речку шириной 40−50м. «…И дальше?» Попробовали на пролом, УАЗ начал тонуть (работающий в воде глушитель издаёт умиляющие звуки), вернулись, вышли из машины, осмотрелись: ночь, шум реки и «тишина». А-а-а-а!!! у нас же есть болотники, на выход господа. Опять же ночь, шум реки и «тишина»: Василий не торопясь разбирается как же эти сапоги надеваются. Рядом бегает хозяин: Евгений. «…Вася да нет так…», «. ты не суда одеваешь…», «…бл-ь, Вася да не так…», голос со стороны: «Hawk, если ты всё знаешь, сам одень и проверь речку», некоторое замешательство и следует фраза: «не-э-э-э, это, я глубины боюсь, (пауза) особенно ночью!» (ах если бы днём :-). Ночь пронзил хохот, конечно пошёл ВАСЯ, но насмеялись мы от души.

Речка оказалась не сложной, правее был прекрасный брод, в пол колеса (как обычно).И вот мы выбираемся из речки на небольшую поляну, вокруг туман, а в центре столб с табличкой: «ТУПИК, ПРОЕЗДА НЕТ». «…И дальше?». Собрались с мыслями, первое: выход есть из любой ситуации, второе: под большой табличкой есть маленькая с указателями, третье: трек на компе по-прежнему куда-то ведёт. Анализ ситуации помог, дорога найдена и мы едем дальше. Дорога по речке: «…прости речка…». Попался грязевой участок метров сто. Спасло, что под толстенным слоем грязи было каменистое основание, иначе сели бы. Проехали Ортон. Подъехали к посту, оформились, человек в форме связался со следующий постом, чтобы нас выпустили, следуем далее.

По отчётам нас ожидала прекрасная гравийка. Может она днём прекрасна (ах если бы днём :-), но ночью… уже хочется остановиться на ночлег и тормозить перед каждой ямой просто нет сил, а этих ям бл-ь. Короче, ПЛОХАЯ ТАМ ГРАВИЙКА. Всё когда-то кончается и наша дорога тоже подходит к концу: мы въезжаем в Майзас. Самое смешное, что второго поста мы не обнаружили. МИСТИКА.

Надо найти мост. Привыкнув идти по треку, мы послушно выезжаем на берег Томи, хороший такой берег, каменистый. Вокруг туман, видно хреново (ах если бы днём :-). Вернёмся спросим в деревне. Задом сдавать тяжело, а вот дорога влево, влево — это значит для нас, поворачиваем. УАЗ начинает вязнут в береговом болоте, еле добираемся до берега, крутой, не выйти, поворачиваем опять на лево и продолжая движение, ищем (БА-БА-Х) выход. «…и что это было…», выходим, смотрим, та-а-а-к: небольшой ручеёк прокопал для себя ямку глубиной сантиметров пятьдесят и где же наш УАЗ… в яме. ПРИЕХАЛИ. Лебёдка, 20 метровый трос, загон для скота и 4 мужика. Лёбёдка дерьмо, трос и люди хороши. Час работы и УАЗ гордо стоит на четырёх колёсах над ямой. Думал проскочу, нет не проскочил, задние колёса там, где час назад были передние. Ещё один час и таже операция, УАЗ вне ямы. Все попытки взобраться на крутой берег оказались не удачными, продолжаем двигаться вдоль берега… правая часть машины съезжает в болото и застревает там погрузившись в жижу на стандартные пол колеса. Бл-ь, что-то уже многовато на сегодня. Около четырёх утра… спать. (Ах если бы днём) бл-ь. Так зачем нам ЛОМ… задремал.

Проснулись, сходили в деревню, нашли мужика с УАЗом. Он приехал, дёрнул, сказал где мост. Попили чай у тётки, помыли машину и домой. Где-то за Новокузнецком, просыпаюсь, гляжу на маршрутный комп: 20 литров на сотню. Мысли вяло бегают по мозгу, пытаясь понять, откуда 20 при норме 12. «…Александр, сейчас на кочке жопу подбросит, и ты не будешь знать, что делать с этим УАЗом, сбрось пожалуйста скорость». «Ну хорошо». Стрелка спидометра поползла вниз: 150−140−130−120. Едем дальше.

Ну вот и Новосибирск совсем близко. Были ещё микропрорывы «АКАДЕМСКИЙ» и «ВАСХНИЛОВСКИЙ». Чуть чуть балбесности и посадили бы УАЗ в пашне за километр от ВАСХНИЛа. Теряя пассажиров УАЗ выпрямлялся. Ещё одна дорога в бесконечной цепи пройдена, ещё одна мечта погасла, ещё одна мечта зажглась.

Маршрут на карте | 400,889 Кб

Пока нет комментариев